Петербургские ученые установили связь между специальностью музыкантов и долгожительством. Оказалось, что дольше всех живут дирижеры и арфистки, а меньше всего - рок-музыканты.
Выводы ученых
"Жанр музыки влияет на продолжительность жизни. Исполнители классической музыки живут дольше бардов и рок-музыкантов", - сообщил корр. ТАСС руководитель отдела канцерогенеза и онкогеронтологии НИИ онкологии им. Н.Н.Петрова Владимир Анисимов.
По его словам, в исследовании участвовал его коллега Геннадий Жаринов, сделавший выборку из почти 42 тыс. музыкантов, пользуясь энциклопедиями и биографическими справочниками.
Средняя продолжительность жизни дирижеров составила 71,2 года. Далее идут виолончелисты, скрипачи и органисты / 69 лет/, музыканты, играющие на духовых инструментах, пианисты и классические вокалисты /67-68 лет/. Самая низкая средняя продолжительность жизни - 45,2 года - выявлена у рок-музыкантов.
Среди женщин-музыкантов наибольшая продолжительность жизни у арфисток - 80,5 лет и дирижеров - 80,2 года. При этом процент арфисток, проживших свыше 90 лет, оказался самым высоким - 41,9% от общего числа музыкантов данной специальности, вошедших в исследование. Женщины-дирижеры и по этому показателю догоняют арфисток - более 90 лет прожили 32% из них.
Влияние образа жизни
Ученые также отметили, что "прижизненное признание увеличивает продолжительность жизни и долю долгожителей среди людей творческих профессий", особенно среди женщин. В числе женщин-дирижеров, проживших более 90 лет, 60% - обладатели званий народных артистов СССР, РСФСР и РФ, среди женщин-композиторов - 40%. У мужчин показатели распределились примерно поровну.
"Мы поставили задачу выяснить причины, связавшие музыкальные специальности и долгожительство, привлечем к продолжению исследования музыковедов. Предполагаем, что причины лежат в образе жизни музыкантов, а также в особенностях музыкальных жанров", - сказал Анисимов.
Особенность дирижерской работы, по его словам, заключается в более интенсивной интеллектуальной и физической нагрузке, чем у других музыкантов, что способствует увеличению продолжительности жизни. Полное отсутствие долгожителей среди рок-музыкантов, по мнению исследователя, связано с их нездоровым образом жизни, а также с дисгармоничностью этого стиля
Подробнее на ТАСС:http://tass.ru/spb-news/1637685
ЧТО ТАКОЕ АРФОТЕРАПИЯ?
Впервые виброакустическая терапия (VAT) была представлена норвежским музыкантом-изобретателем Олафом Скилле в 1982 году. Олаф использовал звуки низкой частоты (в основном в диапазоне 30-120 герц), которые генерировались музыкальным синтезатором и применялись для лечения различных заболеваний. Впоследствии было выявлено, что наилучшим образом с ролью терапевтического инструмента справляется именно арфа.
Первые научные эксперименты в области арфотерапии начали проводиться ещё в 1970-х годах. Профессор музыки и доктор философских наук Рональд Прайс вместе с арфисткой Лиз Сифани основали уникальный проект «Лечебные Арфы», исследующий влияение живой арфовой музыки на организм человека. Члены «Лечебных Арф» разделяли цели игры на арфе, принимая во внимание виды умственных, физических, эмоциональных или Духовных требований, с которыми им предстояло столкнуться. Осуществляя сеансы игры ежедневно, Прайс обнаружил облегчение мягкой формы мозгового паралича и дегенеративной болезни Паркинсона. Вдохновлённые примером «Лечебных Арф», арфисты всего мира откликнулись на призыв к развитию музыкотерапии, и в 1995 г состоялась Первая Международная Лечебная Конференция Арф. Так, в ходе последующих Конференций была установлена коллективная цель: наличие терапевтического арфиста в каждой больнице к 2020 году.
Врач-арфотерапевт прежде всего вовлечён в психологическое здоровье пациента. Слово «psychology» составлено из двух греческих слов, означающих «слово Души», или «разговор Души». Роль арфотерапевта заключается в том, чтобы слушать музыку Души, услышать уникальную внутреннюю симфонию в каждом из нас. Звучание арфы помогает войти в контакт с собственной сущностью, пульсом и ритмом, а специально разработанные методы и приёмы в игре могут произвести множество эффектов, способных улучшить физическое и психологическое состояние пациента.
Виброакустическая арфотерапия (VAHT) является нефармакологическим подходом к лечению психологических расстройств и снижению ощущения боли, фактически не имея никаких побочных эффектов. Обладая широким диапазоном звучания, арфа способна подвергнуть вибрации всё человеческое тело. Дополнительным благоприятным фактором является то, что инструмент состоит из натуральных материалов. Звук вибрирующей струны воспринимается подобно волне, проходящей сквозь тело - вибрации пронизывают ткани и клетки, обеспечивая положительное сенсорное стимулирование на организм человека.
Сеанс арфотерапии часто описывается как музыкальный массаж: во время исполнения последовательности мелодий на арфе, пациент ощущает резонансный ответ в определённой части его тела. Для усиления воздействия используется вибротактильное устройство: кушетка, кресло или стол. Исполняемая музыка подбирается индивидуально каждому организму - в определённой, соответствующей данному человеку тональности. Важно отметить, что одно из главных преимуществ арфотерапии заключается в обеспечении снижения приёма лекарственных препаратов и заменой их виброакустическими сеансами, тем самым позволяя уменьшить возникновение побочных эффектов. Каждый человек воспринимает музыкальные тоны по-разному, в зависимости от ряда сопутствующих факторов, поэтому арфотерапия – очень динамический процесс и должна быть подобрана сообразно уникальности человека.
АРФОТЕРАПИЯ – НОВЫЙ ВИТОК МЕДИЦИНЫ.
Сегодня арфотерапия является развивающейся областью медицины. В течение последних десятилетий были проведены исследования в больницах и хосписах мира, с участием госпитализированных пациентов, страдающих различными недугами в разной степени тяжести. Документировались происходящие изменения, фиксировалось физическое состояние пациента на начало и конец сессии арфотерапии, а также внутренние ощущения человека во время проведения сеанса арфотерапии. По совокупности полученных данных были разработаны методы лечения тех или иных заболеваний с помощью арфы. Было отмечено, что живая музыка арфы производит куда более сильный эффект, нежели записанная. Поэтому существует большой потенциал к развитию этой терапевтической процедуры внутри стационаров как возможность для пациентов уменьшить тревожность и боль, увеличить релаксацию.
Проведены широкие исследования по влиянию живой музыки арфы на пациентов с различной патологией. Так, например, доктор Джордж Патрик (США) еще в 1999 году исследовал 272 пациента с различными диагнозами : рак (97); заболевания сердца, легких и крови (55); инфекционных заболеваний (54); психических расстройств (32); и прочих заболеваний (34). Патрик установил, что 30 минутный сеанс привел к кумулятивному уменьшению боли и симптомов на 53%.(интенсивность боли и напряжения измерялись по специальной шкале.)
В США проведены обширные исследования по эффекту музыки арфы в сосудистой и торакальной хирургии. Во многих клиниках хирургические операции проводятся в прямом смысле под музыку. Кроме того, музыка может расслаблять человека как перед сложной процедурой или операцией, так и после нее.
В региональном медицинском центре в Орландо один 20-минутный сеанс живой музыки арфы (на третий день после операции) дал эффект по уменьшению боли, тревоги и некоторых других физиологических факторов в группе из 17 пациентов в отделении сердечной и торакальной хирургии. «Последствия музыки были сверх всяких ожиданий. Это открытие поддерживает гипотезу о том, что живая музыка арфы уменьшает симпатические тоны и увеличивает парасимпатические тоны сердца.»
В 2003 г в центральной массачусетской больнице в Бостоне было проведено обследование 182 пациентов, госпитализированных с диагнозом «рак». В исследовании принимали участие их семьи и друзья, а также обслуживающий персонал. Преимущественно арфу располагали у изголовья больного. Подвергнутые воздействию 20-50 минут живой арфовой музыки, 81 % пациентов сообщил про увеличение расслабления и спокойного настроения в результате сеанса арфотерапии, а послеоперационные больные отметили значительное снижение ощущения боли.
Со множеством клинических случаев столкнулась виброакустическая терапия в Норвегии, Англии, Германии, Финляндии, Швеции и Эстонии. Некоторые пациенты сообщили о стойкости эффектов в течение 36 часов!
…c 1995 г, когда арфистка Кристина Турин основала Международную Программу Арфотерапии (IHTP), было создано ещё несколько других учебных программ. За эти годы услуги многих арфистов были востребованы. Уровень их спросов реализовывается, и сейчас больницы и приюты в Соединенных Штатах и других городах мира начали нанимать арфистов, чтобы играть у кровати. Посмотреть список арфистов, которые работают в терапевтических установках, а также более подробно узанать об арфотерапии можно на следующем веб-узле: wwwharptherapy.com.
По итогам исследований, проведённых учёными в изучении воздействия живой музыки арфы на организм человека, а также её влияния на психологическое состояние, были выявлены следующие эффекты:
- положительное воздействие на артерии и аорты, а также вены и лимфатические каналы, поскольку в первую очередь микровибрационную поддержку получают мышечные волокна.
- усиление насосной функции как лимфатических, так и венозных капилляров и мелких сосудов, вследствие чего улучшается дренаж тканей.
- микровибрационная терапия усиливает движение глазной жидкости и эндолимфы в полукруглых каналах внутреннего уха. Она ускоряет процесс детоксикации организма в целом, значительно усиливает капиллярный кровоток, и, как следствие, ускоряет процесс подачи кислорода от эритроцитов к тканям тела.
- значительно усиливается эффект расширения сосудов (он достигается за счет расширения артерий).
- при воздействии на область печени повышается производство интерферона, что оказывается крайне важным фактором при лечении заболеваний, связанных с иммунной системой (астма, диабет, красная волчанка, ревматоидный артрит и др.), а также при лечении вирусного гепатита.
- при виброакустическом воздействии на позвоночник, филогенетически более древнюю, чем мозг, структуру, неожиданно высокий лечебный эффект достигается у больных заболеваниями, связанными с подкорковыми узлами головного мозга, причем этот лечебный эффект оказывается несравнимо выше, чем эффект от других способов лечения.
- зафиксированы случаи заметного улучшения состояния при кожных заболеваниях (псориаз)
- применение в качестве гипотензивной терапии. При воздействии на область почек и надпочечников постепенно нормализуется артериальное давление и уменьшается содержание холестерина в крови, клубочковая фильтрафия увеличивается на 100-200 % даже у здоровых почек!
- для ускорения регенеративных процессов, противововспалительного эффекта и обогащения крови стволовыми кроветворными клетками.
Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить: виброакустическая арфотерапия объединила и утвердила в себе текущие принципы лечения, зарекомендовав себя полезностью оказанного действия. Использование арфы как терапевтического инструмента продолжает находить применение в самых разных уголках мира, являя собой новую ветвь врачевания. Список возможностей постепенно пополняется, открывая новые горизонты в изучении виброакустической арфотерапии. Однако, возвращаясь к истокам музыкотерапии, следует отметить, что самым удивительным и существенным воздействием арфотерапии было и остаётся восстановление внутренней гармонии и душевного спокойствия, без которых исцеление невозможно.
ВОЛНЫ СОЗНАНИЯ
... Послушаем кассету с записью Духовной музыки — тибетских монахов или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса сливаются, образуя один пульсирующий тон. Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной тональности — образование биений . Когда голоса или инструменты сходятся в унисон, биения замедляются, а когда расходятся — ускоряются. Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов, если бы не исследователь Роберт Монро. Он понял, что несмотря на широкую известность в научном мире эффекта биений, никто не исследовал воздействие их на состояние человека при прослушивании через стереонаушники. Монро открыл, что при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы. Например, когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в секунду, а другое — чистый тон с частотой 335 колебания в секунду, полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он “слышит” биения с частотой 335 - 330 = 5 колебания в секунду, но это не реальный внешний звук, а “фантом”. Он рождается в мозге человека только при сочетании электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга. Что же происходит в мозге, когда человек «слышит» эти звуки.
В 50-е годы получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющий записывать и изучать биоэлектрические потенциалы мозга. Тогда же было установлено, что частота биоэлектрических колебаний мозга способна синхронизироваться, при определенных условиях, с различными ритмичными стимулами, например, импульсами сверх слабого электрического тока, световыми вспышками и звуковыми щелчками, если частота следования стимулов находится в рамках естественного диапазона частот биоэлектрических потенциалов мозга. Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 8-25Гц, но при тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных частот мозга. В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических колебаний в человеческом мозге, каждому из которых соответствует свой диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует
Бета-волны — самые быстрые. Их частота варьируется, в классическом варианте, от 14 до 42 Гц (а по некоторым современным источникам, - более чем 100 Герц). В обычном бодрствующем состоянии, когда мы с открытыми глазами наблюдаем мир вокруг себя, или сосредоточены на решении каких-то текущих проблем, эти волны, преимущественно в диапазоне от 14 до 40 Герц, доминируют в нашем мозге. Бета-волны обычно связаны с бодрствованием, пробужденностью, сосредоточенностью, познанием и, в случае их избытка, - с беспокойством, страхом и паникой. Недостаток бета-волн связан с депрессией, плохим избирательным вниманием и проблемами с запоминанием информации.
Ряд исследователей обнаружили, что некоторые люди имеют очень высокий уровень напряжения, включая высокую мощность электрической активности мозга в диапазоне быстрых бета волн, и очень низкую мощность волн релаксации в альфа и тета диапазоне. Люди такого типа так же часто демонстрируют характерное поведение, как курение, переедание, азартные игры, наркотическую или алкогольную зависимость. Это обычно успешные люди, потому что гораздо более чувствительны к внешним стимулам и реагируют на них значительно быстрее, чем остальные. Но для них ординарные события могут показаться крайне стрессовыми, заставляя искать способы понижения уровня напряжения и тревоги через прием алкоголя и наркотиков. Повышенный уровень напряжения – это одна из разновидностей нарушения баланса нейрорегуляторов в организме. Очевидно, что у таких людей соответствующая стимуляция мозга может значительно понизить уровень бета активности и, соответственно, повысить релаксирующие альфа и тета ритмы.
Например, Henry Adams, Ph. D. – основатель «Национального института ментального здоровья» (National Institute of Mental Health) и ведущий специалист исследовательских программ по алкоголизму в госпитале святой Элизабеты (St. Elizabeth's Hospital, Washington, D.C.) установил, что самые «горькие» пьяницы только после одной сессии альфа-тета релаксации, сопровождаемой короткими антиалкогольными внушениями, в течение последующих двух недель понизили уровень употребления алкоголя на 55%. В интервью корреспонденту доктор Adams заявил: «… это очень эффективная методика вместе с тем проста в подготовке и применении, свободна от существенного риска, какой-либо опасности и побочных медицинских эффектов. Теперь уже доказано, что она значительно уменьшает проявления абстинентного синдрома, обеспечивает состояние глубокой релаксации и тем самым уменьшает желание принимать наркотики…».
Альфа-волны возникают, когда мы закрываем глаза и начинаем пассивно расслабляться, не думая ни о чем. Биоэлектрические колебания в мозге при этом замедляются, и появляются “всплески” альфа-волн, т.е. колебаний в диапазоне от 8 до 13 Герц. Если мы продолжим расслабление без фокусировки своих мыслей, альфа-волны начнут доминировать во всем мозге, и мы погрузимся в состояние приятной умиротворенности, именуемым еще “альфа-состоянием”. Исследования показали, что стимуляция мозга в альфа-диапазоне идеально подходит для усвоения новой информации, данных, фактов, любого материала, который должен быть всегда наготове в вашей памяти.
В восточных боевых единоборствах есть такое понятие как «состояние мастера». Исследования методом ЭЭГ показали, что в этом состоянии в мозге человека преобладают альфа волны. На фоне альфа активности мозга скорость мышечной реакции в десять раз выше, чем в обычном состоянии. На электроэнцефалограмме (ЭЭГ) здорового, не находящегося под влиянием стресса человека, альфа-волн всегда много. Недостаток их может быть признаком стресса, неспособности к полноценному отдыху и эффективному обучению, а так же свидетельством о нарушениях в деятельности мозга или болезни. Именно в альфа-состоянии человеческий мозг продуцирует больше вета-эндорфинов и энкефалинов – собственных «наркотиков», отвечающих за радость, отдых и уменьшение боли. Также альфа-волны являются своеобразным мостиком - обеспечивают связь сознания с подсознанием.
Многочисленными исследованиями методом ЭЭГ установлено, что люди, пережившие в детстве события, связанные с сильными Душевными травмами, имеют подавленную альфа активность мозга. Аналогичную картину электрической деятельности мозга можно наблюдать и у людей, страдающих посттравматическим синдромом, полученным в результате военных действий или экологических катастроф. Поскольку в альфа-диапазоне лежит сенсорно-моторный ритм, то становится понятным – почему у людей, страдающих посттравматическим синдромом, затруднен произвольный доступ к чувственно-образным представлениям (на которых, кстати, строится вся традиционная безлекарственная психотерапия). Пристрастие некоторых людей к алкоголю и наркотикам объясняется тем, что эти люди не способны генерировать достаточное количество альфа-волн в обычном состоянии, в то время как в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, мощность электрической активности мозга, в альфа-диапазоне, у них резко возрастает.
Тета-волны появляются, когда спокойное, умиротворенное бодрствование переходит в сонливость. Колебания в мозге становятся более медленными и ритмичными, в диапазоне от 4 до 8 Герц. Это состояние называют еще “сумеречным”, поскольку в нем человек находится между сном и бодрствованием. Часто оно сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов, сопровождаемых яркими воспоминаниями, особенно детскими. Тета-состояние открывает доступ к содержимому бессознательной части ума, свободным ассоциациям, неожиданным озарениям, творческим идеям. С другой стороны, тета-диапазон (4-7 колебаний в секунду) идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы уменьшают действие соответствующих защитных психических механизмов и дают возможность трансформирующей информации проникнуть глубоко в подсознание. То есть чтобы сообщения, призванные изменить ваше поведение или отношение к окружающим, проникли в подсознание, не подвергаясь критической оценке, свойственной бодрствующему состоянию, лучше всего наложить их на ритмы тета-диапазона. Этому психофизиологическому состоянию (похожему на гипнотические состояния картиной распределения и сочетания электрических потенциалов головного мозга) в 1848 Френчмен Маури дал название гипнагогическое (от греческого hipnos = сон и agnogeus = проводник, ведущий).
В каждой Восточной философско-эзотерической школе “гипнагогия” использовалась веками для творчества и самосовершенствования, были тщательно разработаны психотехники и ритуалы для достижения этого состояния и существуют подробные классификации психофизиологических феноменов, ему сопутствующих. Заметим, что применение гипнагогии не ограничивается Восточными религиями. История донесла до нас, что такие известные личности, как Аристотель, Брамс, Пуччини, Вагнер, Франциск Гойа, Ницше, Эдгар Алан По, Чарлз Диккенс, Сальвадор Дали, Генри Форд, Томас Эдисон и Альберт Эйнштейн намеренно использовали гипнагогию для своего творчества, используя технику, которую описал еще Аристотель. Используя тета-стимуляцию мозга всего за три недели можно научиться достигать творческих состояний в любое время и в любом месте - по желанию. Например, Эдисон трудился над своими изобретениями в очень напряженном режиме. Когда же в своих размышлениях он заходил в тупик, то садился в свое любимое кресло, брал металлический шар в руку (которую свободно опускал вдоль кресла) и засыпал. Заснув, он непроизвольно выпускал шар из руки и грохот падающего на пол шара будил его, и очень часто он просыпался со свежими идеями относительно проекта, над которым работал.
Дельта-волны начинают доминировать, когда мы погружаемся в сон. Они еще медленнее, чем тета-волны, поскольку имеют частоту менее 4 колебаний в секунду. Большинство из нас при доминировании в мозге дельта-волн находятся либо в сонном, либо в каком-то другом бессознательном состоянии. Тем не менее, появляется все больше данных о том, что некоторые люди могут находиться в дельта-состоянии, не теряя осознанности. Как правило, это ассоциируется с глубокими трансовыми или “нефизическими” состояниями. Примечательно, что именно в этом состоянии наш мозг выделяет наибольшие количества гормона роста, а в организме наиболее интенсивно идут процессы самовосстановления и самоисцеления. Недавними исследованиями установлено, что, как только человек проявляет действительную заинтересованность чем-либо, то мощность биоэлектрической активности мозга в дельта-диапазоне значительно возрастает (наряду с бета-активностью).
Современные методы компьютерного анализа электрической активности мозга позволили установить, что в состоянии бодрствования в мозге присутствуют частоты абсолютно всех диапазонов, причем чем эффективней работа мозга, тем большая когерентность (синхронность) колебаний наблюдается во всех диапазонах в симметричных зонах обоих полушарий мозга.
Источник
Запись на сеансы: Элизбар: alizbarharp@gmail.comАрфатерпияAlizbar — Metamorphoses of Ann'
__________________________________________________________________
Выводы
-Вот Вагуфы непростая задача -в одном оркестре сидят музыканты ,но дольше всех из них живут арфисты, меньше струнные ,еще меньше духовые итд . Ученые говорят ,что это образ жизни и влияние вибраций арфы на исполнителя, но вибрации арфы ощущает весь оркестр,образ жизни это вообще не аргумент в данном случае. В чем разница ,а разница в том ,что у арфистов есть непосредственный контакт пальцами со струнами арфы.
Ну вот значит есть контакт со струнами арфы , а струны ( сделаны из разных металлов и возникла мысль ,что имеем от арфы мы не только вибрации звуковые и от струнны ,но и гальванические токи от контакта , что в комплексе и нормализует организм оператора.
-С арфой из дома ,конечно,попрут ,но что нам мешает смоделировать нечто похожее...
Отредактировано SA (03.04.2023 18:17)